Синология.Ру

Тематический раздел


Фань Чжэнь

Фань Цзы-чжэнь. 450?, Уинь (совр. уезд Биян пров. Хэнань), — 510/515? Философ, идеолог антибуд. пропаганды. Выходец из влиятельного чиновничьего клана. Состоял на гос. службе в период правления династий Южная Ци (479–501) и Лян (502–557), поддерживал личные контакты с членами правящих домов. Как и его предшественники в области идейного противодействия буддизму Цай Мо, Хэ Чэн-тянь (IV–V вв.) и др., считал буддизм «варварским» учением, подрывающим нравственные устои об-ва и дезорганизующим управление гос-вом. Наиболее эффективный способ борьбы с буддизмом видел в дискредитации его доктрин, в первую очередь идеи «неуничтожимости духа» (шэнь бу ме) — так Фань Чжэнь и совр. ему кит. мыслители трактовали учение о круге рождения (санскр. сансара, кит. лунь хуй) и воздаянии (карма, е [1]). Основное филос. соч. Фань Чжэня — «Шэнь ме лунь» («Суждения об уничтожимости духа»). Полемика вокруг этого трактата, организованная на офиц. уровне (80–90-е гг. V в. и 507–508), стала важным событием в духовной жизни Китая.
 
Основной постулат теоретич. построений Фань Чжэня — субстанциальное единство телесной «формы» (син [2]) и «духа» (шэнь [1]). Опираясь на традиц. для кит. философии представления о человеке как о психофизич. целом, образованном единой субстанцией — «пневмой» (ци [1]), он довел их до логического завершения. Фань Чжэнь отказался от принятого ранее сопоставления «формы» и «духа» по принципу «оболочка–наполнитель», трактуя их как соответственно материальную субстанцию и ее функциональное свойство (юн [2]). Отсюда следовал вывод о принципиальной невозможности раздельного существования телесной «формы» и «духа», об одномоментности их гибели, что также являлось шагом вперед по сравнению со взглядами предшествовавших философов, как конфуцианских (см. Конфуцианство), так и даос. (см. Даосизм), к-рые, признавая субстанциальное единство телесной «формы» и «духа», все же рассматривали гибель последнего как относительно самостоятельный акт (ме — «исчезновение», «уничтожение», сань — «рассеивание» в «небесной пневме» — тянь ци). Согласно взглядам Фань Чжэня, мир представляет собой единый организм, составляющие к-рого, в т.ч. жизнь человека, подчиняются только естественным законам. Он отрицал наличие какого-либо сверхъестественного разумного существа, подвергал резкой критике религ. предрассудки и верования, давая им рационалистич. объяснение. Так, по его мнению, культ предков изначально был лишь формой проявления уважения к памяти усопшего. Фань Чжэнь последовательно выступал против идеалистич. тенденций в осмыслении природы человека и мира, признавал возможность и необходимость их логико-дискурсивного познания.
 
Учение Фань Чжэня, являющееся определенным итогом эволюции материалистич. и рационалистич. тенденций древней и раннесредневековой философии Китая, осталось непризнанным его современниками. Одна из причин этого заключается в построении им системы доказательств на метафорич. сравнениях: те же сравнения, взятые на вооружение его оппонентами, служили иллюстрацией прямо противоположных выводов.
 
Источники:
Фань Чжэнь «Шэнь ме лунь», Гу Сы-се «Цзилинь яо шу. Сюй» чжу и (Толкование «Шэнь ме лунь» Фань Чжэня и «Цзилинь яо шу. Сюй» Гу Сы-се). Пекин. 1975.
 
Литература:
Радуль-Затуловский Я.Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Л., 1957, № 1; Balazs É. Chinese Civilization and Bureaucracy. New Haven–L., 1964, p. 255–276.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 465-466.

Автор:
 

Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.